Среда, 08.05.2024, 13:18Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Дневники путешественников [13]
Реальные рассказы реальных людей о реальных путешествиях.
Лучшие тропы и места душевного полёта [10]
Места, которые стоит посетить и которые манят к себе туристов со всех стран.
Мифы, легенды и тайны планеты [10]
Обряды и традиции планеты [8]
Культура, субкультура, а также нравы разных народов нашей планеты.
В помощь туристу [15]
Делимся знаниями и секретами.
Активные предложения [2]
Маршруты и мероприятия, которые можно заказать на даты внутри сезона.

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 34

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Читальный зал
Главная » Статьи » Дневники путешественников

Северный Урал: Плато Маньпупунёр, путешествие в Парму.....

                2011 год

Прошло уже 2-е недели после возвращения из похода и пора взяться за восстановление путевого дневника. Впечатления постепенно теряют резкость и остроту. Наверное, это и к лучшему. И так поехали:

Август 20011 г. Дневник похода по Северному Уралу из Азии в Европу.

Маршрут: г. Ивдель – р.Ауспия – пер. Дятлова – г. Отортен – исток р. Печора - плато Маньпупунер – р. Илич – г. Троицко – Печорск.

Примерно так выглядела «старая карта первопроходцев»:



День 0 – отъезд:

не знаю как у кого, но он начался с приключения, так как при возвращении с дачи в Москву, из-за опоздания автобуса чуть было не пропустил электричку. Следующая была через 3 часа, что давало шанс ехать на Север, не собравшись и в дачной экипировке. Спасибо ребятам из «Нестерово–такси», что доставили меня в последнюю минуту, к последнему вагону, уходящего поезда.

Далее сборы дома шли неспешно, пока не позвонил Белов, изъявивший желание проводить и поинтересовавшись во сколько поезд. Тут выяснилось, что поезд отправляется на 1 час раньше, чем я думал и сборы приняли лихорадочный характер.

Наконец собравшись, рюкзак оказался странным образом тяжеловатым. Понял, что теряю квалификацию. Всё выбросил обратно, кроме общественного, и безжалостно исключив лишнее (для комфорта) собрался «пулей». По дороге на вокзал соображал, что ещё можно скинуть на руки провожающим. Нашлось ещё 1,5 кг. Теперь – нромуль.

Провожать пришли: – Серёгина жена, Кузмин и Белов. Подарили на дорожку «огненной воды», не допитой на р. Протве. Золотые ребята!

И поезд взял курс на Северо - Восток.

Вечером в поезде познакомились с туристами, с которыми вместе предстоит поход в одной команде. Всего нас набралось 12 человек.

День 1.

Поезд, плацкарт, верхние боковые. Обычный вагонный быт: спать, умываться, кушать, «пивка» и т. п., опять спать. В Нижнем подсели подростки из лыжной спортшколы. Добавили суеты.

День 2.

Утром стояли долго в г. Серов. Завтракал уральскими пельменями, Вовке отнёс т.н. уральские пирожки. Вроде ничего.

Это тот самый г. Серов, про который всё время слышал из объявлений в самолёте пролетая с Востока на Запад. Оказывается, никакого отношения к художнику Серову не имеет. Бывший Надеждинск, он назван в честь лётчика - героя Союза, Серова. (Был первым мужем известной советской актрисы Валентины Серовой). Металлургический завод с 19-го. века.

В полдень прибыли г. Ивдель. Собственно, от сюда наш старт.

Погрузились на а/м «Урал», отметились в МЧС, - и покатили !!...


7,5 часов включая остановки и перекуры, занял путь по просёлкам, заросшим дорогам, бродам, мимо брошенных или сгоревших поселений. Так, посёлок Вижай в 2010 г. сгорел полностью. Как говорят местные, огонь из тайги «перепрыгнул» реку и всё спалил. Технику и скот загоняли в реку – спасали. Жуть! Километры выжженной тайги. Посёлка нет, кладбище или не тронуто огнём или восстановлено.

На берегу р. Ауспия (начало пешего пути) заночевали. После разбора рюкзака оказалось, что 3-и упаковки со сгущёнкой после 7-и часового трясения в кузове «Урала» вытекли, и уделали содержимое рюкзака. Про себя ругался на этих любителей сгущёнки, прямо ведмеди какие-то. Взяли бы лучше сухого молока и сахару больше – и легче и чище.

День 3.

Собрались и вышли около 11-00. Как раз начался дождь. (Хорошая примета). Сначала шли по колее – грязь от колёс. Потом свернули на тропу – ещё хуже. Тропа по болоту, грязища и мокрота. Лес – «Берендеев», как в детских фильмах – все ели покрыты свисающим как снег серым мхом. Сказочно, но грязновато.

Тропа тяжелая, к концу дня у Сергея заболели ноги. Еле идёт.

До намеченной стоянки «Ложки» не дошли около 45 мин.

 Встали на ночёвку. После ужина посиделки у костра. По сколько, ни кто не поёт на гитаре – разные интеллектуальные игры. Правда, я ничего не понял.

День 4.

Тропа от реки пошла вверх. Тайга осталась внизу. Зона горной тундры. Поднялись на пер. Дятлова. По пути прошли лагерь поисковиков – энтузиастов, пытающихся спустя 50 лет найти следы, объясняющие загадочную гибель 9-и туристов.

На перевале перекусили, помянули погибших ребят. Пошли тем же маршрутом, что у них так трагически оборвался 1 февраля 1959г.

 Тропа – дрянь. Переходы по курумнику затормозили движение. Лагерем встали в урочище Поритайсори. Воду пришлось искать. Переночевали под сильный ветер и дождь.


День 5.

8-00 - туман сплошной. Завтрак – лёгкий: чай, сахар, сыр, сухари. (Ой!, т.е. фин-крипсы).

Вышли в 11-10. При относительно хорошей погоде, (им. в виду без дождя) за 4,5 – 5 часов дошли до г.Отортен. Встали у озера под горой. Получилась полу – днёвка. Озеро в переводе с языка народа Манси называется Озеро каких-то птиц, то ли лебедей?

Солнце, дождь, сильный ветер сменяются каждые ½ часа. (Успел искупаться в озере и постираться). Часов в 7 вечера Денис, Антон и Алексей отправились на Гору. Погода над ними смилостивилась – прояснело. Люся к радости некоторых варит супчик из грибов,

а Серёга и Вовка завалились спать.

С горы ребята спустились около 21-30. Довольны.

Костя, Володя и я решили, если завтра с утра – хорошая погода, тоже совершить восхождение на г. Ортотен

Вечером пришёл шаман.


День 6.

6-00, погода отличная – рассвет. Вышли на подъём. Поднялись. На верху - причудливые скалы, отличные виды на Урал. Вдалеке на Севере, в утренней дымке увидели столбы Мньпупунера, собственно – цель нашего путешествия. Визуально очень далеко. Кажется, что идти туда не 4 дня, а 14

Вернулись в лагерь к 10-00. После завтрака, в 11-30 тронулись в дальнейший путь.

В группе появляются заболевшие и с потёртыми ногами. Тропы почти нет. Пробираемся по курумникам – трудновато. Камни «играют», большая нагрузка на голеноступы. По зоне горной тундры огибаем траверсом, то одну гору, то другую без потери высоты. Небольшие перевальные седловины. Направление всё время на Север.

Вышли на след от внедорожников, который облегчает нам ориентирование. След от тяжёлой машины не зарастает в тундре 50 лет, а то и вовсе. Местами в колее начинаются процессы заболачивания. Наблюдаем это своими глазами и чувствуем ногами. Так «любители природы» уральцы катаются на своих квадроциклах и джипах к заповеднику.

К 20-00, на очередном перевале, подошли к построенному кем-то сарайчику. Встали на ночёвку. Это точка смыкания границ Свердловской обл., Ханты-Мансийского авт. округа и Республики Коми.

День 7.

Утором обнаружили, что в сарайчик залетела среднего размера птица с большим клювом. Все уставились на неё как на невидаль.

Ноги потёрты почти у всех. Пластырь в лагере в большом ходу.

Вышли часов в 12. Всё то же – вверх, вниз, иногда по следу вездехода. Погода солнечная тепло идем в майках, загораем.

При подъеме на очередной перевальчик встретили олешка или двух.

На перевале увидели «Пупы», к которым идём. На взгляд – так же далеко как виделось с Отортена, хотя Костя – навигатор говорит, что полпути пройдено. Как и когда туда дойдём..? Силы в этот день чего-то слабоваты.

Встретили группу, возвращающуюся с плато. У них лайка по кличке Бес. Ребята из Екатеринбурга и 1 парень из Москвы. У него заметил большой Непальский тесак. (и не лень таскать такую тяжесть?). Группа их такая же сборная из нета. Однако развалилась на 3 части. Двое (сын с мамой) отстали на день пути. Другие, самарцы, рванули с бешеной скоростью вперёд, т.к. видите ли у одной «горит» авиа билет. По сравнению с ними наша команда – монолит.

Дошли до начала т.н. старой вогульской тропы, которая должна привести нас к плато Маньпупунер. Идём точно по границе: слева Европа – справа Азия.

За последние несколько лет тропа местами превратилась в колею от внедорожников, разбитой будто тракторами. На ночёвку встали у ручья. Ну и грязища от колеи, еле палатки приткнули.

И вот нам «вечернее кино»: едут !!! Слышен рёв моторов, они проклятые.... - Ленд-Роверы, «заряженные» под триал и затонированные грязью.

Все немного «напряглись», т.к. после этих «джипперов» по тропе не пройти, но нарисовались приветливые лица. Машины застряли напротив нас, потом сами себя (лебёдками) вытащили, испортили воздух и уехали.


Вот он русский характер – фига в кармане. Поболтали с мужиками о том, о сём, о походе, о машинах, любезно простились. Но только стоило им скрыться, как в след полетели пожелания скорей перевернуться, потому что, гады, изуродовали тропу.

День 8 – й.

Вышли в 11-00. Целый день солнце, тепло. Обычный ходовой день, ничего особенного, идём по тропе. Серёга обеспокоил, еле идёт, пил валокордин. Пришлось разгрузить его от всех общественных вещей совсем. Но потом когда увидел, что он по дороге фоткает, маленько успокоился, - значит всё с ним не так уж плохо.

Встретили парня с мамой – путешествуют вдвоём. Маме на вид за 60. Это те отставшие от «развалившейся» группы. Золотой сын! – взял маму в такой не простой поход. Удивительно!

На привалах лакомимся черникой – голубикой. Синие губы.

К концу дня около 20-00 вышли к истоку Печоры. Встали на ночёвку. Пьём чай из печорской водички, наблюдаем полнолуние.

День 9.

(7-ой день «пешки») До цели путешествия осталось по навигатору, по прямой около 10 км. С выходом не спешим. Кажется, что вот-вот и Плато. Даже заболевшие выглядят поздоровевшими. Фото-сессия у знака «Исток Печоры».

Вышли в 13-20. Обогнули гору, пересекли долину Печоры, взобрались на противоположный склон. И вот они !!! Каменные столбы Маньпупунера!. (дошли примерно к 20-00). На финальный переход ушло около 6 -7 часов.

Погода – отличная. Несколько снимков, и отправились искать место для ночёвки. Медитировать, фотографировать, вникать в энергетику места, оставили на завтра. Заночевали около избы лесников. А на завтра........

День 10-й

Ночью: сильная гроза, ветер, дождь. Утром - 7-30 – синее небо, ветер, отголоски ночной грозы, да она и видна ещё, на Восток уходит. И О !! УЖАС!, снизу из долины поднимаются клубы густого тумана и постепенно всё заволакивается . Ползут как живые. Ребята спят, и ничего этого не видят. Через 20 мин. - видимость -20 м. с дождём и ветром.

Ни о каком осмотре, фотографировании и, тем более, медитации речи нет. В 13-00 не ленивая четвёрка всё-таки вышла в туман и дождь, побродили среди каменных болванов. Всё очень величественно и призрачно. Туман оказался не туманом, а низко, бегущими облаками, в которых мы все находимся. По этому, и боковой дождь.

После 2-х часов скитаний, замёрзшие и промокшие вернулись в домик.

К 16-00 погода плохая. К 17-00 собрались и пошли прочь не солоно хлебавши. Вдруг перед самым спуском с плато ветер всю мглу разогнал и как будто открылся занавес в театре. Столбы – останцы как на ладони во всей красе, но время идти, последние фото. Духи Маньпупунера показали нам, что вот, так и быть, посмотрите чуток наши останцы и идите отсель поскорее.

А внизу под нами бескрайне простирается бескрайняя Парма...

Спустились вниз в тайгу, в Парму! вдоль ручья до места ночёвки. Наконец – то вода в избытке и костёр. После ужина у костра разные устные дурацкие игры. К ночи заметно похолодало.

День 11-й.

В 11-00 взяли курс на кордон Усть-Ляга, заповедника. Дошли до хорошо оборудованной стоянки называется «20 км.» возле брода через р. Ыджиляга. (Ляга по мансийски – река). Есть нары, навес, лабаз. Можно классно постоять и порыбачить.

Привал на обед составил 3,5 часа. Похоже, никому не хотелось лезть в брод босым в холодную воду и переправу оттягивали под предлогом ожидания отставшего Костика. 2-раза варили чай. Наконец, кто в обуви, кто босой, а кто в носках перебродили.


На высоком берегу реки последний раз посмотрели на столбы Мньпупунера уже очень вдалеке.

После переправы через 1,5 км. свернули на т.н. Сибиряковский тракт. По сути это старая заросшая и заболоченная просека. Говорят, когда-то в старину, это был один из торговых путей через Урал в Сибирь, и купцы нанимали местных людей - Маньси - (национальность), поддерживать просеку для прохода обозов. Тропа поддерживается и сейчас хорошо проходимой, но для пешего путника.

Встретили итальянских туристов с русским проводником. На моё приветствие на итальянском языке они отреагировали с явной задержкой и изумлением. Не ожидали в тайге услышать родной язык.

Через 4 часа вышли к хорошо оборудованной стоянке. Чувствуется работа людей заповедника. Есть избушка с печкой и нарами. На нарах шкуры медведей, правда, кажется с блохами, стол, скамейка, под навесом дрова. В общем - курорт. Таёжный. На ужин грибной пир: супчик, грибное жаркое.

День 12.

И так, пешеходной части нашего маршрута 10-й день, он же последний. До кордона «Усть-Ляга» - заповедника осталось около 13 км. Там должны ждать и вечером – баня!

Погода – как у нас в октябре. 3-й день прохладно, в майке не пойдёшь, около 10 градусов плюс. Тропа обозначена километровыми столбиками.

Сам по себе сложился стих: «Выход с таёжной тропы»:

- Вот километры стали быстрее,

- Лодка с рекою помчат веселее,

- Трасса с машиной добавят нам прыти,

-Поезд ускорит смену событий.

-Так в ритме московском сует и забот

- несётся на встречу будущий год.

- А там позади...., за кулисой тумана...,

- остался загадочный Север Урала.

Прошли подберёзовик с диаметром шляпки 60 см. (Сам померил, не поленился.) Все его заметили, срывать не стали.

И вот пешая часть маршрута завершена. Спустились к р. Илич. На кордоне нам предоставили избу для ночёвки. Натопили и попарились в хорошей, добротной таёжной рубленой бане, конопаченой мхом. С берёзовым и пихтовым веником, омовением в холодной реке.


После бани – ужин с дарами тайги и за завершение спортивной части маршрута.

Завтра – сплав.

День 13.

Подъём в 5-00. Отчалили в 6-30 на двух длинных моторных лодках. Всю одежду одели на себя – холодно, встречный ветер. Через час все прилично «задубели». К ветру добавился моросящий дождь. Вот ещё бы и снегу мокрого добавило бы, для остроты ощущений. Тогда был бы полный п..., нет - ажур.

Укрывшись полиэтиленом, мчимся вниз по реке. Вован залез от холода в спальник и орёт: «Димон спасай !!!»

Догнали и обогнали группу из Екатеринбурга, сплавляющуюся 2-х на катах с мотором. Берега живописные: тайга, кедры, ели, утёсы и скалы.

Через 7 часов сплава дошли до д. Еремеево. Сразу в магазин. Согрелись водкой, бубликами и кексом. Внутри потеплело. Следующие 5 часов, периодически подогревались изнутри, прошли веселее.

Всего на путь по реке на моторках ушло 12 часов.

При сплаве по реке:

-Вниз по реке Илич таёжные берега,

- С ветром секут лицо льдинки и капли дождя,

-Плывут мимо скалы и лес, захватывает широта,

- А в редких селеньях грусть, убогость и нищета.


  В п. Усть-Илич нас встретили машины, доставившие до гостиницы в г. Троицко-Печорске. Ужинали в нашем номере гостиницы. На газовых горелках как в тундре. Полное нарушение пожарной безопасности!

День 14-й

После неплохого завтрака в гостинице переехали на ж/д станцию. В ожидании поезда на Сосногорск ребята играли в какую-то устную игру и почему-то ржали как кони на весь вокзал. Так обычно хохочут немцы, показывая, как им весело, хотя на самом деле это не совсем так. Может быть, это возбуждение от чувства дороги?

Весь состав – 2 вагона. Подали за 2 часа до отправления. Народ по неискоренимой традиции «хватай мешки – вокзал отходит!» бросился штурмовать их. Мест хватило всем. Потом поехали. Одноколейка. Часов через 5 в Сосногорске пересели на автобус и доехали до Ухты.

По дороге в Сосногорск:

-Тепловоз потащил вагон от Печорска по насыпи,

-Что кайлом и лопатой строили сотни зэков в таёжной глуши,

-Земля Коми: болота и лес, мужики с рюкзаками грехов,

-Мой сосед в Сосногорске слез прямо в руки, ждавших ментов,

-Мы накатим в дороге стакан, по традиции с водкой и хлебом,

-И припомнится тот Перевал, тайну скрывший под белым снегом.

В Ухте вечером в ресторане отпраздновали завершение похода, вызвав некоторое удивление у персонала своим заросшим и диковато-таёжным видом.


День 15

Ночь на вокзале в ожидание поезда. В 1-30 проводи своих. (Остались с Вованом до след. поезда на Москву). Поближе познакомился с ребятами катамаранщиками из Екатеринбурга. У них турклуб «Уралтропа». Приглашают в компанию на следующий сезон в поход на озёра и водопады Путорана на Таймыр. Маршрут бюджетный (без вертолёта). Давно мечтал. Если сложится, думаю надо идти. В 4-00 простились и с ними. Около 5-00 погрузились сами.

21.08.2011 в 9-00 прибыли в Москву. ВСЁ.

Выводы: поход получился разнообразным, динамичным (вездеход, тайга, горы, сплав). По графику, без ЧП. Спасибо организаторам!

Маршрут не очень сложный, места интересные.

Ребята в группе собрались, хотя и разные, но покладистые и дисциплинированные. Чувствуется опыт. По словам Насти – смирные.

Однако, группа «Ходок» подтвердила своё название, и поход напоминал выполнение плана по дневным пешим переходам.

По мне, я бы не привязывался к дате выхода с маршрута, а добавил бы 3 полноценные днёвки: у г. Ортотен с восхождением на неё и на соседнюю доминирующую вершину, на Маньпупунер, и на кордоне Усть-Ляга для рыбалки, а кто не рыбак – полазить в окрестностях - красивейшие ведь таёжные места. Думаю, все получили бы удовольствие.

-Сколько слов и надежд, сколько песен и тем,.., - ах! в прочем это уже не моё.

На сим, прощаюсь с Вами, любезные мои попутчики.

Простите великодушно, коли, что не так.

Дима.


 
 Дневник написанный во время нашего похода по Северному Уралу прислал сам автор - Дмитрий Бургазлиев. Спасибо!
Категория: Дневники путешественников | Добавил: Leo (04.03.2013)
Просмотров: 1022 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |